bulia byak, buliabyak@users.sf.net и josh andler, scislac@users.sf.net

Один из замечательных инструментов Inkscape — каллиграфическое перо. Этот урок поможет вам лучше узнать возможности этого пера и расскажет о некоторых стандартных приёмах каллиграфии.

Используйте Ctrl+стрелки, колесо мыши или перемещение с нажатой средней клавишей мыши для просмотра текста. Для получения начальных знаний о создании объектов их выделении и изменении их форм, смотрите урок «Основы» в меню Справка > Учебник.

История и стили

Следуя словарному определению, каллиграфия означает «красивое письмо» или «искусство красивого и чёткого письма». То есть каллиграфия — это искусство красивого написания. Возможно, это представляется очень сложным делом, но с небольшой практикой любой сможет освоить основы каллиграфии.

Ранние формы каллиграфии уходят корнями к рисункам древних людей. До 1440 года, года изобретения печатного пресса, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Писцу приходилось переписывать вручную каждую копию книги или издания. На пергаменте или кальке писали при помощи птичьего пера и чернил. Школы письма существовали во все времена. Сейчас же каллиграфическое письмо можно чаще встретить на свадебных приглашениях.

Существуют три основных вида каллиграфии:

Этот учебник в основном уделяет внимание западной каллиграфии, так как другие два стиля используют кисточку (вместо острого пера), которая пишет не так как наше каллиграфическое перо.

У нас есть одно огромное преимущество перед писцами прошлого — команда Отменить. В случае ошибки мы не погубим всю страницу. К тому же, инструмент каллиграфии в Inkscape позволяет использовать такие художественные приёмы, которые были бы невозможны с обычным пером и чернилами.

Технические средства

Вы получите наилучшие результаты, используя планшет и перо (например Wacom), но при помощи мыши также можно получить неплохой результат. Правда, будет проблематично получить сложно изогнутые линии так же качественно и быстро как с планшетом.

Inkscape умеет интерпретировать силу нажатия и угол наклона пера относительно плоскости планшета. Эти функции по умолчанию отключены, поскольку требуют вдумчивой индивидуальной настройки. Помните, что каллиграфия при помощи птичьего пера или перьевой ручки в отличие от кисти не слишком чувствительна к наклону.

Если у вас есть планшет, и вы хотели бы использовать упомянутые выше возможности, вам придётся настроить его для работы. Эта настройка делается лишь раз. Для начала необходимо подключить сам планшет перед запуском Inkscape, а затем из меню Файл открыть диалог Устройства ввода.... В этом диалоге выбирается предпочитаемое устройство и настройки пера планшета. После этого переключитесь на каллиграфическое перо и в панели параметров включите распознавание силы нажатия и угла. Теперь Inkscape будет загружать эти настройки при каждом запуске.

Каллиграфическое перо в Inkscape может быть чувствительным к скорости написания (см. далее «Сужение»), так что если вы используете мышь, то, вероятно, захотите обнулить этот параметр.

Параметры инструмента каллиграфии

Переключитесь на инструмент каллиграфии, нажав Ctrl+F6, клавишу C или нажав кнопку Рисовать каллиграфическим пером на Панели инструментов. На верхней панели расположены 8 параметров: Ширина; Сужение; Угол; Фиксация; Дрожание штриха; Масса пера; Концы и Виляние пером. Здесь же расположены кнопки для переключения: Нажим (pressure) и Толщина линии пера.

Ширина и Сужение

Эта пара настроек отвечает за ширину вашего пера. Значение ширины может составлять от 1 до 100 и измеряется в единицах относительно размера окна программы, но независимо от масштаба. Это важно, поскольку настоящая «единица измерения» в каллиграфии — это диапазон движения вашей руки, и, следовательно, удобно, когда ширина кончика пера является константой по отношению к размеру вашего «холста», а не какими-нибудь настоящими единицами, зависящими от масштаба. Тем не менее, это поведение опционально и может быть изменено, если вы предпочитаете абсолютные единицы, не зависящие от масштаба. Для переключения типа поведения используйте переключатель на странице инструмента Каллиграфическое перо в диалоге настройки программы, которую можно открыть двойным щелчком по значку инструмента.

Так как ширина пера часто меняется, вы можете менять её не только в панели настроек инструмента, но и при помощи левой и правой стрелок клавиатуры, либо с помощью пера планшета, поддерживающего распознавание силы нажатия. Главное качество этой функции состоит в том, что она работает в момент рисования, поэтому вы можете менять ширину пера постепенно по ходу действия:

An example image

Ширина пера также может зависеть от скорости письма, что контролируется параметром Сужение. Значение этого параметра может быть от -100 до 100; ноль означает, что ширина не зависит от скорости написания, положительное значение сужает быстро начерченные линии, отрицательное — расширяет. Начальное значение 0,1 придаёт линиям умеренное сужение при быстром письме. Ниже приведены некоторые примеры изложенного. Все штрихи нарисованы со значением ширины=20 и углом=90:

An example image

Для развлечения установите значения ширины и сужения равным 100 (максимальное) и порисуйте резкими движениями. Получаются странные фигуры, похожие на нейроны:

An example image

Угол и Фиксация

Наиболее важный каллиграфический параметр после ширины — это угол вашего пера в градусах. Он меняется от 0 (горизонтальное положение) до 90 (вертикальное положение, против часовой стрелки) или -90 (вертикальное по часовой):

An example image

Каждый традиционный каллиграфический стиль имеет свой превалирующий угол пера. Например, унцианский шрифт использует угол в 25 градусов. Более сложные стили и более опытные каллиграфы часто меняют угол во время работы, и Inkscape позволяет делать это с помощью клавиатурных стрелок вверх и вниз . Для начала каллиграфических занятий предустановленное значение прекрасно подойдёт. На примерах ниже, штрихи имеют разный угол (фиксация = 100):

An example image

Как видно на примере, штрих тоньше, когда идёт параллельно своему углу, и шире, когда идёт перпендикулярно ему. Положительные значения параметра Угол соответствуют более традиционной каллиграфии для правой руки.

Скорость перехода от толстого к тонкому контролируется параметром Фиксация. Значение равное единице означает что угол постоянен и равен значению установленному параметром Угол. Уменьшение фиксации позволит перу немного повернуться против движения штриха. Со значением фиксации 0 перо поворачивается свободно, пытаясь быть перпендикулярным движению, и значение параметра Угол не имеет никакого эффекта:

An example image

Говоря языком типографов, максимальная фиксация, а следовательно максимальная ширина (верхний левый пример) — характерная черта старинных шрифтов, таких как Times или Bodoni (исторически сложилось что эти шрифты копируют каллиграфию фиксированного пера). С другой стороны, нулевую фиксация и нулевую ширину (верхний правый пример) мы можем увидеть в современных шрифтах без засечек, таких как Helvetica.

Дрожание

Дрожание необходимо для придания каллиграфическим штрихам более реалистичного вида. Значение дрожания изменяется в панели настроек инструмента в диапазоне между 0,0 и 1,0. С его помощью можно получить как слегка неровные линии, так и совершенно съехавшие с катушек штрихи. Это существенно увеличивает творческий потенциал инструмента.

An example image

Масса и Торможение

В отличие от ширины и угла, эти два параметра определяют «чувствительность» инструмента, а не внешний вид штрихов. Так что в этом разделе не будет никаких примеров. Просто попробуйте рисовать, меняя значения, чтобы понять смысл этих настроек.

Торможение — это сопротивление бумаги движению пера. Изначально установлено максимальное значение (0), и уменьшение этого параметра делает бумагу «скользкой». Если масса большая, перо уходит в сторону при резких поворотах, а если масса нулевая, то от коротких движений перо дико ёрзает.

В физике масса — причина инерции. Чем больше значение массы, тем больше задержка между движением вашей мыши и тем больше смягчаются резкие повороты штриха. Изначально это значение очень мало (2), поэтому инструмент реагирует быстро. Но массу можно увеличить для получения замедленного пера и гладких линий.

Примеры каллиграфии

Ознакомившись с возможностями инструмента, можно начать практиковаться в настоящей каллиграфии. Если вы новичок в этом деле, найдите хорошую книгу по каллиграфии (например, «Творческая каллиграфия» Малькольма Кауча) и занимайтесь по ней, используя Inkscape. В этом разделе приведено несколько простых примеров.

Для того чтобы начать писать буквы, нужно усвоить некоторые правила. Если вы собрались писать наклонным или рукописным шрифтом, то удобно использовать направляющие линейки (как в школьных тетрадках):

An example image

Потом следует подобрать масштаб так, чтобы расстояние между линейками соответствовало вашему обычному размаху. Настройте ширину, угол — и вперёд!

Вероятно, первое, что вам захочется сделать как начинающему писцу — это попрактиковаться в написании элементов букв — вертикальных и горизонтальных линий, круглых и наклонных штрихов. Ниже изображены некоторые элементы букв унциального (Unicial) шрифта:

An example image

Несколько полезных советов:

Ниже приведены готовые примеры:

An example image

Заключение

Каллиграфия — не просто забава, это возвышенное искусство. Она может изменить ваш взгляд на всё, что вы делаете и видите. Инструмент каллиграфии в Inkscape предлагает только скромное введение в увлекательный мир каллиграфии. И всё же, с этим пером приятно работать и оно более чем пригодно для серьёзных дизайнерских работ. Рисуйте и получайте удовольствие!

Follow us on:

Home

Inkscape tutorial: Calligraphy

bulia byak, buliabyak@users.sf.net and josh andler, scislac@users.sf.net

One of the many great tools available in Inkscape is the Calligraphy tool. This tutorial will help you become acquainted with how that tool works, as well as demonstrate some basic techniques of the art of Calligraphy.

Use Ctrl+arrows, mouse wheel, or middle button drag to scroll the page down. For basics of object creation, selection, and transformation, see the Basic tutorial in Help > Tutorials.

History and Styles

Going by the dictionary definition, calligraphy means “beautiful writing” or “fair or elegant penmanship”. Essentially, calligraphy is the art of making beautiful or elegant handwriting. It may sound intimidating, but with a little practice, anyone can master the basics of this art.

The earliest forms of calligraphy date back to cave-man paintings. Up until roughly 1440 AD, before the printing press was around, calligraphy was the way books and other publications were made. A scribe had to handwrite every individual copy of every book or publication. The handwriting was done with a quill and ink onto materials such as parchment or vellum. The lettering styles used throughout the ages include Rustic, Carolingian, Blackletter, etc. Perhaps the most common place where the average person will run across calligraphy today is on wedding invitations.

There are three main styles of calligraphy:

This tutorial focuses mainly on Western calligraphy, as the other two styles tend to use a brush (instead of a pen with nib), which is not how our Calligraphy tool currently functions.

One great advantage that we have over the scribes of the past is the Undo command: If you make a mistake, the entire page is not ruined. Inkscape's Calligraphy tool also enables some techniques which would not be possible with a traditional pen-and-ink.

Hardware

You will get the best results if you use a tablet and pen (e.g. Wacom). Thanks to the flexibility of our tool, even those with only a mouse can do some fairly intricate calligraphy, though there will be some difficulty producing fast sweeping strokes.

Inkscape is able to utilize pressure sensitivity and tilt sensitivity of a tablet pen that supports these features. The sensitivity functions are disabled by default because they require configuration. Also, keep in mind that calligraphy with a quill or pen with nib are also not very sensitive to pressure, unlike a brush.

If you have a tablet and would like to utilize the sensitivity features, you will need to configure your device. This configuration will only need to be performed once and the settings are saved. To enable this support you must have the tablet plugged in prior to starting inkscape and then proceed to open the Input Devices... dialog through the File menu. With this dialog open you can choose the preferred device and settings for your tablet pen. Lastly, after choosing those settings, switch to the Calligraphy tool and toggle the toolbar buttons for pressure and tilt. From now on, Inkscape will remember those settings on startup.

The Inkscape calligraphy pen can be sensitive to the velocity of the stroke (see “Thinning” below), so if you are using a mouse, you'll probably want to zero this parameter.

Calligraphy Tool Options

Switch to the Calligraphy tool by pressing Ctrl+F6, pressing the C key, or by clicking on its toolbar button. On the top toolbar, you will notice there are 8 options: Width & Thinning; Angle & Fixation; Caps; Tremor, Wiggle & Mass. There are also two buttons to toggle tablet Pressure and Tilt sensitivity on and off (for drawing tablets).

Width & Thinning

This pair of options control the width of your pen. The width can vary from 1 to 100 and (by default) is measured in units relative to the size of your editing window, but independent of zoom. This makes sense, because the natural “unit of measure” in calligraphy is the range of your hand's movement, and it is therefore convenient to have the width of your pen nib in constant ratio to the size of your “drawing board” and not in some real units which would make it depend on zoom. This behavior is optional though, so it can be changed for those who would prefer absolute units regardless of zoom. To switch to this mode, use the checkbox on the tool's Preferences page (you can open it by double-clicking the tool button).

Since pen width is changed often, you can adjust it without going to the toolbar, using the left and right arrow keys or with a tablet that supports the pressure sensitivity function. The best thing about these keys is that they work while you are drawing, so you can change the width of your pen gradually in the middle of the stroke:

An example image

Pen width may also depend on the velocity, as controlled by the thinning parameter. This parameter can take values from -100 to 100; zero means the width is independent of velocity, positive values make faster strokes thinner, negative values make faster strokes broader. The default of 0.1 means moderate thinning of fast strokes. Here are a few examples, all drawn with width=20 and angle=90:

An example image

For fun, set Width and Thinning both to 100 (maximum) and draw with jerky movements to get strangely naturalistic, neuron-like shapes:

An example image

Angle & Fixation

After width, angle is the most important calligraphy parameter. It is the angle of your pen in degrees, changing from 0 (horizontal) to 90 (vertical counterclockwise) or to -90 (vertical clockwise). Note that if you turn tilt sensitivity on for a tablet, the angle parameter is greyed out and the angle is determined by the tilt of the pen.

An example image

Each traditional calligraphy style has its own prevalent pen angle. For example, the Uncial hand uses the angle of 25 degrees. More complex hands and more experienced calligraphers will often vary the angle while drawing, and Inkscape makes this possible by pressing up and down arrow keys or with a tablet that supports the tilt sensitivity feature. For beginning calligraphy lessons, however, keeping the angle constant will work best. Here are examples of strokes drawn at different angles (fixation = 100):

An example image

As you can see, the stroke is at its thinnest when it is drawn parallel to its angle, and at its broadest when drawn perpendicular. Positive angles are the most natural and traditional for right-handed calligraphy.

The level of contrast between the thinnest and the thickest is controlled by the fixation parameter. The value of 100 means that the angle is always constant, as set in the Angle field. Decreasing fixation lets the pen turn a little against the direction of the stroke. With fixation=0, pen rotates freely to be always perpendicular to the stroke, and Angle has no effect anymore:

An example image

Typographically speaking, maximum fixation and therefore maximum stroke width contrast (above left) are the features of antique serif typefaces, such as Times or Bodoni (because these typefaces were historically an imitation of fixed-pen calligraphy). Zero fixation and zero width contrast (above right), on the other hand, suggest modern sans serif typefaces such as Helvetica.

Tremor

Tremor is intended to give a more natural look to the calligraphy strokes. Tremor is adjustable in the Controls bar with values ranging from 0.0 to 1.0. It will affect your strokes producing anything from slight unevenness to wild blotches and splotches. This significantly expands the creative range of the tool.

An example image

Wiggle & Mass

Unlike width and angle, these two last parameters define how the tool “feels” rather than affect its visual output. So there won't be any illustrations in this section; instead just try them yourself to get a better idea.

Wiggle is the resistance of the paper to the movement of the pen. The default is at minimum (0), and increasing this parameter makes paper “slippery”: if the mass is big, the pen tends to run away on sharp turns; if the mass is zero, high wiggle makes the pen to wiggle wildly.

In physics, mass is what causes inertia; the higher the mass of the Inkscape calligraphy tool, the more it lags behind your mouse pointer and the more it smoothes out sharp turns and quick jerks in your stroke. By default this value is quite small (2) so that the tool is fast and responsive, but you can increase mass to get slower and smoother pen.

Calligraphy examples

Now that you know the basic capabilities of the tool, you can try to produce some real calligraphy. If you are new to this art, get yourself a good calligraphy book and study it with Inkscape. This section will show you just a few simple examples.

First of all, to do letters, you need to create a pair of rulers to guide you. If you're going to write in a slanted or cursive hand, add some slanted guides across the two rulers as well, for example:

An example image

Then zoom in so that the height between the rulers corresponds to your most natural hand movement range, adjust width and angle, and off you go!

Probably the first thing you would do as a beginner calligrapher is practice the basic elements of letters — vertical and horizontal stems, round strokes, slanted stems. Here are some letter elements for the Uncial hand:

An example image

Several useful tips:

And here are some complete lettering examples:

An example image

Conclusion

Calligraphy is not only fun; it's a deeply spiritual art that may transform your outlook on everything you do and see. Inkscape's calligraphy tool can only serve as a modest introduction. And yet it is very nice to play with and may be useful in real design. Enjoy!